Согласитесь, в удивительное время мы живем. Мы имеем возможность общаться с кем угодно, откуда угодно и о чем угодно. Путешествуем, встречаемся, обрастаем впечатлениями и эмоциями. А потом храним в своем сердце воспоминания, самые разные по темпераменту и цвету, но непременно самые яркие.
Люди, пожившие и поколесившие по свету, как один утверждают: «Не копите деньги, копите впечатления! Не ждите, когда события придут к вам, творите их сами!»
Но часто в погоне за впечатлениями мы теряем на пути частички светлого, что греет наши души и не дает пуститься во все тяжкие в сложные времена.
В больших городах на человека ежесекундно обрушивается поток информации, которая чаще всего не наполняет его, а наоборот, выбирает досуха. Городская суета не дает остановиться ни на секунду, кажется: только остановись – вылетишь из графика и моментально окажешься на обочине жизни. Чтобы никто не залез в твою душу своими грязными сапогами и не вытоптал остатки свет и тепла, ты закрываешься ото всех, выдавая наружу то, что требует от тебя социум.
Когда мы, замаявшись в ежедневной беготне, останавливаемся хоть чуточку передохнуть, накатывает ощущение пустоты и холода. Новых сил негде взять, да и, кажется, незачем. Будто старый ковш скребет по голому дну бочки, которая еще совсем недавно была наполнена чистой и свежей водой, но, раздав всю воду, скукожилась и заржавела. В такие опасные времена всегда появляются нужные люди. Они, как глоток родниковой воды, оживляют твою душу, и ты готов идти дальше. Светлый человек роняет искру надежды и чистоты и зарождает в твоей душе веру. Я сейчас не о религии вовсе, верить нужно прежде всего в себя, свои возможности. Но она появляется, прорастает и напитывает тебя силой для движения вперед.
Удивительное дело: огромная столица огромной страны, где человек рассыпается в считанные минуты, вся сплошь усыпана храмами и церквями, монастырями и часовнями. Тебе вовсе не обязательно быть религиозным человеком, нужно лишь добраться до ближайшей уникальной точки возрождения твой души и просто прислушаться к тишине, царящей внутри, впитать густой, животворительный воздух и успокоиться.
Скажи мне кто о том, что я смогу остановить суматоху мыслей в женском православном монастыре, да еще и в Москве — я сочла бы этого человека не вполне нормальным. Но случайности не случайны, и долгая дорога привела меня в итоге в Красное село. Обстоятельства сложились так, что случилась эта незапланированная поездка, путь прошел гладко и ровно и все оказалось именно так, как хотелось мне.
Необычно видеть на шумной столичной улице монастырские стены, за которыми тишь и благодать. Конец октября, а клумбы в цвету, и даже спелые ягоды клубники можно заметить среди антуриума и календулы.
В храме на территории Алексеевского ставропигиального женского монастыря идет субботняя утренняя служба, а меня на его крыльце встречает Ирина Романовна — связующее звено между мной и отцом Артемием ВЛАДИМИРОВЫМ.
-Пока отец Артемий занят, пойдемте, я вам все покажу, – предлагает она. Мы неспешно прогуливаемся по каменным дорожкам, а в ее рассказах оживает история.
Старый Алексеевский монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Киевским и всея Руси, это был первый женский монастырь в Москве. В XVI веке монастырь был перенесен поближе к Кремлю, на урочище Чертолье (сегодня территория Xрама Христа Спасителя). Затем ему пришлось еще раз переехать — в Красное Село.
В обители располагались разнообразные мастерские: золотошвейная, иконописная, рукодельная.
В 1871 году при монастыре было открыто первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран. Спустя несколько лет в монастыре учредили училище-приют для девочек-сирот из бедных семей.
В 1926 году монастырь был уничтожен. На его месте пролегла автодорога. Крестовоздвиженская церковь была скрыта за строениями Института рыбного хозяйства. Больничный храм был разрушен. К концу 1930-х годов было окончательно ликвидировано кладбище.
В 1991 году при сохранившемся храме Всех святых был учрежден приход.
16 июля 2013 года решением Священного Синода Русской православной церкви монастырь был возрожден как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь с храмом в честь Всех святых.
Каюсь, эту историческую справку я содрала из Интернета, Ирина Романовна рассказывала не так сухо и мало оперировала цифрами. Она говорила о людях, приходящих сюда, о тех, кто служит при монастыре. О том, как на самом деле интересно быть человеком, который имеет честь каждый день прикасаться к истории нашей родины. При этом ты не чувствуешь себя виноватой в том, что далека от религии и не имеешь права находиться здесь.
А потом она пригласила меня внутрь на встречу с самим отцом Артемием. Я готовилась к встрече и прочла про него, наверное, все, что только есть в Сети. И один из вопросов, который я хотела ему задать: как в одном человеке умещается столько всего, как один человек может успевать за те же сутки в десятки раз больше? Наверное, это не самые главные вопросы священнику такого чина. Но, думаю, и у вас в голове крутилось бы то же самое, когда вы узнали бы, что, закончив филфак МГУ имени Ломоносова, а затем Московскую духовную семинарию и Рязанский госуниверситет имени Есенина, он преподавал русский язык и литературу в Математическом интернате имени академика Колмогорова при МГУ, а также в Московской духовной семинарии и Академии.
В 2010 году протоиерей Артемий получает высшую педагогическую категорию, а в 2011-м – звание почетного профессора факультета православной культуры Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
Сегодня протоиерей Артемий Владимиров — член Союза писателей России, заместитель декана факультета Православной культуры Академии ракетных войск, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, член Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы. Он преподает в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Российском православном университете, а также в нескольких православных школах Москвы.
А еще отец Артемий — частый гость на телеканалах и радиостанциях. Удивительным языком в своей неповторимой манере он рассказывает о простых и важных вещах, отвечает на вопросы всем, кто нуждается в ответе.
Ярко-голубые глаза отца Артемия смотрят ласково и добро. Осознавая, перед каким человеком ты стоишь, не хочется отводить взгляд. Наоборот, ты будто черпаешь из этой светлой чистой синевы веру и спокойствие.
Вокруг очень много народа, большинство такие же приезжие, каждый хочет получить хоть минуту внимания отца Артемия и его благословение. Пока я, ведомая Ириной Романовной, прохожу к нему, краем глаза замечаю, как молодой мужчина подводит девочку к большой иконе, бережно поддерживая под руки. У девочки ДЦП, она почти не ходит, рассказали мне потом люди, но к самой главной святыне храма — чудотворной иконе Богоматери Всецарицы – всегда подходит почти самостоятельно. Девочка замирает, приложившись лбом к стеклу, и только по быстро шевелящимся губам можно понять, что бушует внутри у малышки. Позже узнаю, что о себе и своем здоровье девочка просит в самом конце, а сперва молится за всех, кому нужна помощь больше, чем ей. Я выискивала ветхих старух, но вокруг меня были молодые, красивые люди, которые вовсе не были в фанатичном приступе молитвы, но каждый, думая о своем, просил или благодарил, впуская в свое сердце священный свет.
Отец Артемий охватил собой, кажется, всех присутствующих, каждый получил его улыбку, его взгляд, его рукопожатие.
-Ты откуда? – спросил, одновременно благословляя и пожимая мне руку. – Из Хакасии? Знаю, у меня есть прихожане из Хакасии. Хакассцы — открытые люди.
-Уловив мою бессовестную попытку поправить – мол, не хакассцы, а…
-Хакассцы! Хакасы — это национальность, а жители — хакассцы, – и обаятельнейше улыбнулся.
-Вполне логично и филологично, размышляла я, возвращаясь в центр Москвы. Мне понравилось. Не делит людей по национальному признаку, а лишь относит к той территории, на которой они родились и живут по сей день, но одновременно и подчеркивает уникальность ее названия.
Да и суть жителей нашей республики уловил сразу, подобрав самое нужное и меткое слово.
Наверное, сегодня это один из самых лучших комплиментов, который можно услышать: ты — открытый. Значит, ты готов делиться своим счастьем и благополучием, отдавать свет тем, кто в этом нуждается. Значит, ты готов работать на общее благо и совершать перемены, открывать новые горизонты и возможности. А когда сила тебя наполняет, ты открываешься и питаешь ею всех, кто так сегодня нуждается в ней.
Хакассцы готовы к переменам, готовы делиться и помогать. Мы действительно открыты и добры, наверное поэтому гости, приезжающие к нам со всех уголков планеты, увозят домой не одни только сувениры, но наш уникальный свет и тепло, питающее бескрайние степи Хакасии. Главное — суметь сохранить эту открытость и остаться прежними, радушными, гостеприимными и порядочными людьми.
Анна СПАССКАЯ
Анна Спасская