Дмитрий Хара: Мне важен осознанный читатель

Дмитрий Хара: Мне важен осознанный читатель
Фото: abakan-news.ru

Минувшей весной в издательстве АСТ вышла очередная книга писателя Дмитрия Хары «Трэш. #Путь к осознанности». Этого события ждали поклонники автора, ведь первая его книга, носящая необычное название «П.Ш.», за короткое время стала бестселлером. Явление неожиданное, но объяснимое: герои книги оказались очень близки современному читателю. Как говорится в аннотации к «Трэш. #Путь к осознанности», эта книга – «захватывающая история отдельной личности, на месте которой может оказаться каждый».

Дмитрий Хара подталкивает своих читателей к действию, провоцируя парадоксальными заявлениями. «Боли нет! Дискомфорта нет! Любая ситуация, какой бы жуткой она ни казалась, несет в себе очень мощный энергетический потенциал. Чем тяжелее ситуация – тем больше в ней скрытой энергии», – так звучит одно из заявлений писателя. В подтверждение своих слов Дмитрий… провел презентацию своей книги, стоя на гвоздях. И провел так более одиннадцати часов, отвечая на вопросы, общаясь с читателями.

Книги Дмитрия Хары необычны, как и сам автор. В его произведениях мы не найдем классической драмы с героями, исступленно страдающими над своими бедами. Хотя каждый из них попадает в опасные, а порой и угрожающие жизни ситуации, персонажи «П.Ш.» и «Трэша» не просто находят выход они с благодарностью принимают новые уроки жизни и добиваются исполнения своих желаний там, где опустил бы руки любой хрестоматийный герой. О том, как получается создавать подобные произведения, и о своих авторских секретах Дмитрий ХАРА рассказывает сегодня читателям журнала «Абакан».

Ваш подход к презентации своей книги – от стояния на гвоздях и до бесплатного электронного экземпляра «П.Ш.» любому желающему, мягко говоря, отличается от стандартного авторского. Связано ли это с тем, что писательство для вас – скорее хобби? Если это так, то что вы считаете главным занятием в жизни?

– Я думал, что писательство для меня – это хобби, пока не увидел, что моя первая книга «П.Ш.» стала бестселлером, не продаваясь ни в одном магазине, а количество отзывов от людей, которым «П.Ш.» изменила жизнь, зашкалило за тысячу. Но даже после этого я не считал себя писателем всерьез… пока не начал писать вторую книгу. К тому времени писательство, создание тренингов и игр, помогающих людям найти себя настоящего, сделалось уже моим призванием. Сейчас это стало главным занятием в жизни. Гвозди и бесплатные экземпляры это просто подтверждение, что те инструменты, которые я даю в книгах, работают и для меня.

Ваши герои тоже совершают нестандартные поступки. Можно ли сказать, что в этом вы с ними похожи?

– Мои герои проживают и испытывают только то, что я прожил и испытал сам, в той или иной форме. Не всегда буквально, но обязательно во всем спектре эмоций и ощущений. Все они в чем-то автобиографичны.

Тема изменения жизни была популярна, наверное, во все времена. Но только в последние годы в свет вышло множество руководств для желающих перемен. Так сказать, «перестройка себя для чайников». Относите ли вы себя к авторам подобных руководств? Или «П.Ш.», как и последующий ваш «Трэш», создана для того, чтобы подвигнуть людей на размышления, поиск собственного пути?

– Мне больше видится, что я автор, который помогает людям встряхнуться, очнуться, задуматься над своей жизнью, и показывает направления для персонального поиска, чем автор готовых инструкций и руководств.

Что для вас стало толчком к созданию собственных книг? Какой-то случай из жизни или попытка суммировать накопленный опыт?

– Два фактора: первый обещание, данное Вселенной, что я напишу книгу, если смогу выбраться из той угольно-черной полосы в своей жизни, которая все никак не могла закончиться, а второй то, что у меня получилось не просто выбраться в жизнь абсолютно другого уровня и формата, а еще и очень четко увидеть все свои неработающие стратегии и все инструменты, которые я получил от своих учителей и которые успешно сработали у меня. А писать я всегда любил. В школе писал сочинения, которые зачитывали перед классом, любил писать письма, стихи и записки девчонкам, вел дневники. За литературный слог я благодарен своему отцу.

Во время чтения «П.Ш.» не раз ловил себя на мысли, что философия героев перекликается с принципами, озвученными Ф. Перлзом в своих книгах: необходимость жить здесь и сейчас, выражать свои эмоции и т. д. Уже не как журналист, а как психолог, специализирующийся в гештальт-терапии, могу подтвердить: психосоматические заболевания возникают именно из-за диссонанса чувств и их проявлений. Однако взрослому человеку, как правило, очень сложно вернуться к искренности – для этого требуется не один год и масса подводящих упражнений. Или все же есть «золотой ключик», открывающий волшебную дверку инсайта?

– Не читал Перлза, да и многих других авторов, с которыми меня иногда сравнивают, но уверен, что все те, кто приходит к пониманию настоящих механизмов трансформации, делают одни и те же выводы. Волшебных ключиков я бы назвал два: первый работа с телом, как хранителем накопленных годами программ, а второй умение не ассоциировать себя ни со своими социальными ролями, ни со своими концепциями, ни даже со своими эмоциями, а приблизиться к состоянию «чистого сознания», в котором есть ответы на все вопросы.

Что вы понимаете под «готовностью выйти из зоны комфорта», о которой говорит один из героев? Дело в том, что понятие «зона комфорта» является весьма спорным: если понимать его буквально, то это — состояние, к которому человек стремится, и у него нет причин что-то менять. Не логичнее ли говорить о «зоне привычки» – то есть о чувстве, что повседневная жизнь понятна и проста, в ней присутствуют неудобства, но эти неудобства – знакомы, а потому с ними легко смириться? И о «зоне ближайшего развития» – потенциале человека, который не реализуется?

– Скорее я бы назвал это «темницей концепций ума». Соответственно, выход из нее связан с готовностью расстаться с любой из концепций, если ты видишь, что она не работает. Этот навык изначально можно натренировать, помещая себя в очень неудобные для ума ситуации, но необходимо, чтобы эти ситуации создавал тренер, которому ты доверяешь и который четко знает, что и зачем он делает. Важно, чтобы каждая такая тренировочная ситуация способствовала внутреннему росту: помогала преодолеть какой-либо страх или показывала новый, более успешный вариант взаимодействия с миром. Со временем возникнет привычка не жить концепциями, а жонглировать ими, помогая проложить путь, который ты видишь не умом, а сердцем.

Вернемся к «П.Ш.». В начале повествования главный герой Олег ведет себя подобно человеку, посетившему типовой тренинг вроде «Как наладить отношения с подчиненными», используя те же приемы, которые были опробованы на нем. Естественно, штампы не работают на сотруднике… Но что такое это фиаско на переговорах с секретаршей в рамках авторского замысла – показатель роста героя или все же иллюстрация того, к чему приводит человеческое стремление к штампованно-шаблонному поведению?

– Да, это скорее о фиаско шаблонного видения мира и шаблонного поведения. Рано или поздно случится то, что сломает шаблон, и если ты привязан к своим шаблонам, то сломаешься сам.

Состояние героя «П.Ш.» во время испытаний, когда у него вдруг все получается, наверняка знакомо читателю на собственном опыте. Нестандартные решения на фоне уверенности раньше иногда называли «на кураже», теперь – «на волне». Но, по моим наблюдениям, после такой «волны» следует обязательный период упадка сил и плохого настроения. С чем, на ваш взгляд, это связано, и почему литературные герои не страдают от подобного «отката»? Может ли реальный человек жить «на кураже» постоянно? У меня, к примеру, не получается, несмотря на знание психологии и качественную терапию с помощью коллег-психологов. А как быть пресловутому «рядовому» человеку?

– На мой взгляд, для того чтобы оставаться «на кураже», во-первых, такие тренировки должны быть регулярными, особенно в течение первых нескольких месяцев, и опыт должен закрепляться новыми и новыми результатами в реальной жизни, а, во-вторых, важно записывать все свои наблюдения (за собственным сопротивлением, дальнейшими тревогами и страхами), а затем свои выводы, что сработало и почему. Кроме того, эмоции это биохимия организма, а это значит, что важно поддерживать свое тело на должном уровне постоянными физическими упражнениями, тогда спадов не будет. Но постоянно состояние куража приходит лишь тогда, когда твое намерение, твой талант и благо мира соединяются в едином аккорде.

Ситуация с заражением Олега выглядит надуманно. Вот так, через сутки после знакомства – положительный ВИЧ-результат… На фоне остального происходящего несколько режет глаз… Поэтому вопрос: такой поворот сюжета – расчет на то, что читатель заподозрит подвох? Вообще во время чтения у меня часто закрадывалось подозрение, что меня слегка провоцируют на то, чтобы думать дальше текущего развития сюжета. Это тоже часть авторского замысла?

– Мне вообще важен осознанный читатель. Я не хочу, чтобы кто-то слепо верил каждому моему слову. Пусть не доверяют, проверяют на личном опыте, ищут подтверждающие источники. Я бы процитировал фразу одного из героев «П.Ш.»: «Не верь словам верь результатам».

Складывается впечатление, что герои «П.Ш.» осуждают принцип организации современной жизни, где человек, пользуясь прежними аналогиями, – «винтик в машине». Однако современная цивилизация, современное государство не могут без винтиков, крутящихся в свою сторону. Что же может случиться, если многие люди решат выйти из «Матрицы»?

– Все как в природе: есть почва, а есть ростки. Как можно осуждать почву за то, что она почва? Она ведь дает росткам питание! И почвы всегда было и будет больше, чем ростков. К тому же рано или поздно любой росток тоже станет почвой. Кто-то создает «Матрицу», кто-то поддерживает ее в рабочем состоянии, а кто-то видит, что все можно изменить, и приносит новые идеи. Мир совершенен даже в этом. Нет плохих или хороших ролей. Есть те, которые делают тебя счастливее, есть те, которые угнетают и «умертвляют». Кто-то чувствует себя великолепно в имеющемся обществе, кто-то стремится создать новое. Если бы такого не было, мы до сих пор жили бы в пещерах. Выбор всегда за тобой.

Вы неоднократно обращаетесь к творческому, созидательному труду как важной составляющей жизни (или, точнее, перемен в жизни) ваших героев. Можно ли считать это вариантом модной арт-терапии – или все же творчество, на ваш взгляд, глубже и сложнее этого современного способа релаксации?

– Я не люблю ярлыков. Как отличить творчество от арт-терапии? Почему слово «модное» должно наложить тень «удешевления» на творчество? Творчество, на мой взгляд, это привычка создавать что-то новое, выходить за рамки, а кроме того это один из доступных видов медитации для современного человека. О глубине творчества можно судить только по себе: насколько глубоко оно проникло в сферы жизни человека, считающиеся «не творческими».

Ваше напутствие читателям.

– Будьте честны с собой. Никто не проживет за вас вашу жизнь. Никто не должен сделать вас счастливым. Перед смертью у вас не будет никаких оправданий перед собой за то, что вы не жили своей жизнью и не делали того, о чем мечтали. Прямо сейчас, если вам стало больно не прячьтесь от этой боли, она может стать всего лишь дискомфортом перед пробуждением вашего истинного Я.

Беседовал Андрей КЕДРИН

Анна Спасская
 
По теме
изображение предоставлено Минкультуры РХ 23 марта в 11:00 на территории республиканского ипподрома в Абакане состоится Национальный праздник «Чыл пазы», посвященный 30-летию со дня возрождения, сообщает Минкультуры РХ.
Врачи Хакасии: вакцинация – надежная защита от инфекционных заболеваний - Правительство Республики Хакасия Источник изображения: пресс-служба Минздрава РХ Вакцинация – это простой, безопасный и эффективный способ защиты от болезней до того, как человек вступит в контакт с их возбудителями.
Правительство Республики Хакасия
В Хакасии просыпаются клещи - Хакасия-Информ Наибольшая активность клещей отмечается, обычно, в мае — однако, они уже сейчас понемногу просыпаются.
Хакасия-Информ