Дмитрий Родионов: «Миссия музеев — наследие и душа»

Иначе, чем везением, тот факт, что на нынешнем, VII форуме «Сибер Ил» мне удалось побеседовать с генеральным директором Театрального музея имени А.А. Бахрушина Дмитрием Родионовым, не назовёшь. Интервью с ним, записанное на берегу ручья на Гладенькой, стало для меня одновременно школой и откровением, журналистской и человеческой удачей.

И хотя Дмитрий Викторович категорически избегает выспренности в словах и отношениях, не могу не заметить, что таких, как этот человек, в России всегда называли подвижниками русской культуры, культуры вообще, настоящими хранителями всего, что связано с нашим наследием — тем, которое сохраняет не просто материальные ценности, а опосредованно саму душу народа. И Хакасии на самом деле несказанно повезло, что Родионов в определённый момент избрал её «территорией культурной экспансии».
Произошло это ещё в 2008 году — Дмитрий Родионов, формируя афишу мероприятий «Года России в Китае», неожиданно, казалось бы, представил в ней театры России Хакасским кукольным театром «Сказка». Сам же он не считает это удивительным. В октябре 2016 года на пресс-конференции, посвящённой «Дням Бахрушинского музея в Хакасии» (а это всегда масса интересных, насыщенных театральных и музейных мероприятий), он сказал, что театр «Сказка» возник в афише не случайно:
— Это один из лучших театральных коллективов России с высочайшим творческим уровнем, обладатель множества «Золотых масок». То есть мы абсолютно не рисковали, а были уверены в том, что этот театр представит культуру России достойно, и не ошиблись. Программа Дней российской культуры послужила основой для длительного сотрудничества с творческой интеллигенцией Хакасии.

Двойное открытие и взаимная поддержка

Напомним, что в 2012 году на II форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» между правительством нашей республики и Театральным музеем имени А.А. Бахрушина было подписано соглашение о сотрудничестве, и в течение пяти лет жители Хакасии на самом деле узнали много нового и интересного благодаря уникальным выставкам, лекциям, мастер-классам, спектаклям, которые привозил музей в Хакасию. В Москве также многие впервые «открыли» для себя нашу республику — экспонаты национального краеведческого музея имени Леонида Кызласова рассказали жителям мегаполиса много необычного по истории родной земли.
На вопрос же, как обозначить такое сотрудничество наших музеев, не выступает ли в этой ситуации федеральный музей Бахрушина в роли мецената, покровительствующего региональному музею, Родионов отвечает решительное «нет»:
— Это взаимная поддержка. Мы выступаем как партнёры безусловные, в равных условиях существуем. Не то, что кто-то «старше» или «богаче», — вкладываемся на равных в создание того или иного проекта. Каждый раз находим пути решения, как минимизировать материальные затраты, ведь перевозка предметов коллекций, командировки людей это тоже деньги, которых не хватает. Но мы находим оптимальное соотношение возможностей друг друга, и не было никогда неразрешимых проблем. Вот, например, везли выставку Раневской, которая экспонируется в дни форума в музейно-культурном комплексе, в Абакан, монтировали её сотрудники кызласовского музея. К нам приехала выставка художников из Хакасии — мы монтировали своими силами. То есть паритетные отношения и абсолютная свобода мнений и идей — как коллеги мы всегда озвучиваем то, что из коллекций другого музея хотели бы видеть «на своей территории». Выставка Раневской не случайно здесь. Представители Хакасии видели её в Москве. И попросили привезти именно её. Конечно, мы пошли навстречу.
Также и у нас в Москве была потрясающая выставка «Петроглифы Хакасии» — совершенно необычная получилась. Мы затемнили помещение, оставив небольшую подсветку, фонограммой поставили звук капающей воды — ощущение, что человек попадает в пещеру. Людям выдавали фонарики. Дети были в абсолютном восторге. Это совсем другие ощущения, иной контакт с музейным предметом, когда ты сам, как первооткрыватель, обводишь фонариком его контуры, как бы дотрагиваешься… Впечатления натуралиста испытываешь, впервые попавшего в эти места, увидевшего историю древних людей. Не просто формально репродукция показана — и человек вступает в другие тактильные и эмоциональные отношения с предметами древнего искусства. Коллеги из Хакасии оценили наше творческое отношение к предметам их коллекции, так что наше сотрудничество всегда было и, надеюсь, продолжит оставаться именно сотворчеством.

Эмоциональная загадка внутреннего притяжения

— Сегодня в республике много споров возникает на предмет туристической привлекательности Хакасии. Вы — наш частый гость, и чем ещё, на ваш взгляд, кроме гостеприимства, дружелюбия, знакомства с природными богатствами может «зацепить» республика?
— А разве этого мало? Колоссально, когда ты понимаешь, с каким дружелюбием и участием тебя встречают. В наше время это действительно очень много. Это тот «воздух», которого не хватает жителям больших мегаполисов, где другой ритм, другая среда, часто очень агрессивная. Это те чувства, которые вызывают благодарную реакцию. На самом деле это главное в человеческих отношениях — доброжелательность и готовность общаться и делать это не формально. Вообще это даже некая эмоциональная загадка — как возникает внутреннее притяжение, какие механизмы включают лампочки такого чувства, ведь нельзя наши отношения сегодня объяснить одной полезностью друг для друга. Но меня Хакасия, если использовать ваше слово, «зацепила» давно — я знаю её через близкого и родного человека. Моя жена, Людмила Антоновна Тутачкова, родилась в Хакасии, жила в Аскизе. Мы вместе учились с ней в Государственном институте театрального искусства на театроведческом факультете, сейчас она работает в театре «Мастерская Петра Фоменко».
Мне всегда очень жаль, что моё пребывание в Хакасии заключено в жёсткие временные рамки. Признаюсь, мечтаю походить здесь по горам, побывать в тайге. В прошлом году, пользуясь небольшой паузой, побродил по горам здесь, в районе Гладенькой, — любовался великолепными цветами хакасскими, набрёл на полянку полевой спелой и сладкой клубники. Конечно, хотелось бы посвятить этому больше времени, и, надеюсь, что мечта моя осуществится.
Кстати, на Новый год мы заказывали подарки из плодов и ягод сибирской тайги с символикой Хакасии. Хотелось порадовать людей чем-то настоящим, неподдельным, рукотворным — и местные кондитеры постарались. Мы получили замечательно упакованные картонные коробки с узнаваемыми хакасскими рисунками, полные орехов, конфет, пастилы, клюквы засахаренной. Они пользовались большим успехом на нашей ёлке, на всех новогодних мероприятиях — это было необычно и очень вкусно. В рамках Дней Бахрушинского музея в Хакасии в 2016 году мы предположили, что выпустим в республике кондитерскую продукцию с логотипом Бахрушинского музея. Думаю, что совмещение сибирского колорита с изображениями наших живописных коллекций было бы очень интересным.
— Дмитрий Викторович, вы часто называете музей имени Бахрушина так — Домом. И в слово это вкладываете столько тепла, сколько, наверное, вкладывал сам Алексей Александрович Бахрушин, для которого эта усадьба в Замоскворечье и была самым родным местом на Земле. Сегодня и Хакасский национальный краеведческий музей имени Леонида Романовича Кызласова обрёл свой дом. Что необходимо, чтобы и сотрудники, и жители республики начали называть его с большой буквы?
— Музейно-культурный центр в Абакане только открылся, и это (несмотря на радость) один из самых непростых периодов, который возникает у всех, кто заселяет новое пространство, будь то деревянная изба, построенная крестьянином, или полученная городским жителем квартира. А обретение нового помещения музея возводит порядок проблем в степень. Это технологические, экспозиционные, профессиональные, человеческие проблемы. Я надеюсь, что музей Кызласова это успешно преодолеет, часть фондов уже переместилась в новое помещение, мы уже видели экскурсию по открытому фондохранению, где установлены современные драйверы и другая музейная техника, хотя сам музей ещё готовится к переезду. Я уверен, что определённые чувства возникнут, когда музей откроет постоянные экспозиции, когда люди увидят уникальные раритеты, которыми владеет хакасский музей. Прежде он вёл просто героическое существование, делая живые экспозиции в не музейном совершенно пространстве. Обретение дома — огромный шаг вперёд для наших коллег, и мы за них искренне рады. Мы мечтаем о таком шаге. Бывшую медсанчасть, которую передало нам правительство Москвы, восстанавливая в исторических границах усадьбу Бахрушина, мы должны за год превратить в одну из главных башен «нашего Кремля».

Формула жизни

— Что помогает музеям выживать сегодня?
— В первую очередь то, что мы не выживаем, а живём полноценной творческой жизнью, хотя с точки зрения экономической составляющей период не самый благоприятный для возможности всеобъемлющей поддержки государством программ развития музея. Но мы успешно реализуем наши выставочные, научно-просветительские, научно-исследовательские проекты. Количество их значительно, качество тоже хорошее — сужу об это не только по прессе, больше по книгам отзывов — непременному атрибуту любой выставки музея. Читаю все отзывы до единого. Поверьте, большая часть — это добрые слова. Есть и критика, и она важна — это взгляд со стороны, который не можешь сделать ты сам. Но и критика в основном доброжелательна.
— Правомерно ли возникают вопросы о так называемой самоокупаемости учреждений культуры, музеев, театров?
— Музей изначально не должен, как вы выразились, выживать. Это по уставу некоммерческое учреждение, которое не ставит перед собой задачу получения прибыли. Нет у нас задачи зарабатывать деньги, это не функции музея или, скажем, театра. У нас другая миссия — сохранение культурного наследия во всех его формах, пропаганда этого наследия, создание условий для приобщения к нему людей всех возрастов и социальных слоёв. Музеи России можно назвать социальными учреждениями, ведь стоимость билета в любой из них доступна каждому. Поэтому говорить о самоокупаемости музея неправильно изначально — нет такой задачи. То, что музеи зарабатывают от продажи билетов, на выставочных мероприятиях или так же, как мы, от реализации литературы, изданной нами, — лишь малая часть бюджета, которая идёт на решение небольшого количества внутренних задач. Основная часть бюджета — государственное субсидирование, то есть обязанность государства содержать подобного рода учреждения. Это реализация конституционного права наших граждан на доступ к культурному наследию своей страны. Но жизнь далека от идеалов. Это проблема не только российская, она общемировая, и всё зависит от экономических возможностей в конкретный момент у того или иного правительства или управляющих структур региона. Наши депутаты ратуют за то, чтобы процент отчислений на культуру возрастал, но очевидно, что сегодня государство по причинам общемирового экономического кризиса не может это сделать. В то же время задачи государства в поддержке культуры и искусства никто не снимал. Эта вечная борьба за процент бюджета отражается на субсидиях учреждениям культуры. Наблюдаются диспропорции очевидные. Есть регионы, где власть уделяет достаточное внимание культуре, но есть и музеи, которые находятся в действительно бедственном положении.
Каждый руководитель музея живёт сегодня с задачей увеличить свои небюджетные доходы. Для этого есть простор — реализация реальных творческих «манков»: это проекты, программы, интерактивные мероприятия, которые привлекают людей в музей, одновременно пропагандируя коллекцию и принося доход. Что касается меценатства, то пока на него надежд возлагать не следует — очень редко меценатство в России, государство не поддерживает этих программ, бизнесу, соответственно, невыгодно этим заниматься. Количество благотворительных фондов для России мизерно — ну что такое десять фондов на государство. Поэтому главными меценатами для музейщиков остаются люди, которые передают в фонды уникальные материалы из личных собраний. Для Бахрушинского музея такое меценатство очень значимо. Актёры, художники, режиссёры и театры совершенно безвозмездно дарят нам материалы о своей деятельности. Без их поддержки музей не имел бы возможности пополнять коллекцию. Достаточно сказать, что за последние пять лет — время действия акции «Сохраним историю российского театра для потомков» — в наш музей поступило более 23 тысяч предметов. Это афиши, живопись, графика, скульптура, фотографии, самые разные материалы, в той или иной форме фиксирующие историю театра.

Музей театральным языком

— Постоянная экспозиция Бахрушинки в стенах нового музейно-культурного комплекса Хакасии, какой она будет?
— После форума мы должны начать предметный разговор в практической плоскости по реализации этого проекта. Пространство определено, площадь и её архитектурные особенности понятны. Предположительно, постоянная экспозиция не будет чисто театральной — то есть производящей впечатление узкой выставки для фанатов сцены. Известно, что в театр ходит 10 процентов населения. Экспозиция же должна быть интересна всем посетителям музея. И не прямо, не в «лобовую», дидактически, а через некую выставочную игру, участниками которой будут как раз материалы по русскому театру. Создание экспозиции — живой, творческий процесс, тем и интереснее результат. Расскажем о жанрах театрального искусства, с которыми каждый наш соотечественник хоть раз в жизни столкнулся, покажем театральные костюмы, которые нельзя назвать сугубо театральными экспонатами. Это артефакты, отражающие вкусы и стиль времени, периоды развития искусства в целом. Это широкая платформа для экспозиции. Пока в этом направлении мы и думаем. Главное, чтобы результат был интересный. Ведь постоянная экспозиция ставится на длительный срок — 10, 15, даже 20 лет. Следовательно, в неё должен быть заложен информационно-художественный потенциал, способный работать продолжительное время и вокруг которого возможно выстраивать и образовательные и просветительские программы помимо текущих экскурсий или самостоятельного изучения предметов конкретным человеком. Это должно быть поле просветительского пространства, где интересно находиться, а сами предметы дают повод к изучению и диалогам. Предполагается, что мы будем использовать в этой экспозиции наши уникальные видеоматериалы, записи спектаклей, фильмов-спектаклей, на основе которых можно создать тематические абонементы о том или ином театре или его деятеле — актёре, режиссёре, художнике. То есть некие долговременные образовательные программы к приобщению молодого человека, любого человека к классическому наследию. Потенциал для этой экспозиции, который мог бы поработать достаточно долгое время, у нас есть. Даже если брать во внимание то, что Абакан — небольшой город и экспозиция должна работать по другим принципам, не как в мегаполисе, где отдача от посещаемости, и человек, как правило, проходит выставку один раз. Нам же нужно сделать, чтобы посетитель пришёл сюда не единожды. Задача более сложная, чем в мегаполисе, но не менее интересная.

Главное — сотворчество

— Бахрушинский музей — учредитель премии в области литературы о театре «Театральный роман». Это грандиозное начинание и поддержка авторов, пишущих на темы искусства и культуры. Могут ли авторы из Хакасии принять участие в конкурсе?
— Безусловно. В этом году лауреаты премии «Театральный роман» будут определены в четвёртый раз, и до 1 сентября каждый пишущий о театре человек, где бы он ни жил, может отправить своё произведение на конкурс. С условиями можно познакомиться на сайте нашего музея.
Мы Национальный музей театра, на нас лежит миссия объединения театральных коллекций государства, людей, занимающихся театрами, сохранением театрального наследия. Мы являемся и Всероссийским научно-методическим центром и работаем со всеми музеями страны, имеющими театральные коллекции. Миссия объединителя вокруг театрального наследия России сподвигла нас на учреждение премии в области литературы «Театральный роман». Необходимо было выступить инициатором общезначимого национального проекта, чтобы обратить внимание общества на важные моменты культурной жизни, — на то, что театральная литература, литература об искусстве проходит тяжелейшие жизненные испытания. Поддержка людей, занимающихся литературой о театре, показалась нам крайне важной. Появились и реальные люди, которые начали помогать этому проекту, — тот редкий пример меценатства: норвежский бизнесмен Хуго Эрикссен, живущий в России, начал выделять музею деньги на премии. У нас представительный экспертный совет из ведущих театральных критиков России, председатель жюри — Константин Райкин. Экспертами проводится большая работа — мониторинг театральной литературы, которая выходит по всей стране. Короткий список попадает на рассмотрение жюри, которое определяет лауреатов года, обычно пять-шесть человек. Это на самом деле прекрасные книги.
— А что такое Бахрушинские кружки?
— Это новый формат работы с детьми и юношеством, предложенный нашим музеем образовательным учреждениям России в 2013 году. Цель Бахрушинских кружков — воспитать аудиторию искусства, сделать его пожизненным духовным подспорьем для будущих взрослых людей вне зависимости от места жительства. Хакасия принимала участие с самого начала, в сёлах Аскиз и Борец действуют такие кружки, а сочинения хакасских школьников увидели свет в книге «Можно ли жить без искусства?». Конечно, хотелось бы, чтобы как можно больше учителей присоединились к этому проекту, он решает много творческих и человеческих задач.
Это просто — необходимо только желание педагога, а наш музей предоставит темы исследования, материалы, программы, книги. Обратиться в музей с этим желанием можно любым способом — через министерство образования, по телефону, через сайт музея. Мы ждём всех неравнодушных. Совместное творчество — это же замечательно.

Елена АБУМОВА

Источник: газета "Хакасия"

Ещё новости о событии:

Иначе, чем везением, тот факт, что на нынешнем, VII форуме «Сибер Ил» мне удалось побеседовать с генеральным директором Театрального музея имени А.А.
12:34 13.07.2017 Минкультуры - Абакан
Иначе, чем везением, тот факт, что на нынешнем, VII форуме «Сибер Ил» мне удалось побеседовать с генеральным директором Театрального музея имени А.А.
19:22 12.07.2017 Газета Хакасия - Абакан
 
По теме
Независимое информационное агентство - Хакасия На втором этаже Республиканского музейно-культурного центра 16 августа откроется выставка «Китайская живопись «ГОХУА» художественного фонда Историко-этнографического музе
Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова представляет выставку «Китайская живопись «ГОХУА» из художественного фонда Историко-этнографического музея – заповедника «Шушенское»,
Независимое информационное агентство - Хакасия 5 августа Хакасский республиканский национальный музей-заповедник (д.
Независимое информационное агентство - Хакасия На VII Международном культурно-туристском форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» был представлен Всероссийский проект «Инклюзивный музей».
На VII Международном культурно-туристском форуме «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» в рамках работы музейной секции «Культурные сети и брендинг территории» был представлен Всероссийский п
29 июня 2017 года на базе музейно-культурного центра в рамках форума «Сибер Ил» проходил первый день работы музейной секции «Культурные сети и брендинг территории», в которой приняли участие около 100 человек.
Независимое информационное агентство - Хакасия В рамках VII Международного культурно-туристского форума «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» Российский комитет Международного совета музе
В рамках VII Международного культурно-туристского форума «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) в лице Президента Александра Шоло
Независимое информационное агентство - Хакасия Сегодня, 29 июня, в Республиканском музейно-культурном центре в рамках Международного культурно-туристского форума «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурно
Правильное питание способно на многое - интервью с диетологом Зинаидой Коваленко - ИА Хакасия Статус: Реклама Фото: ИА "Хакасия" еrid: LatgBXF3T Все больше жителей Хакасии, прислушиваясь к советам специалистов и следуя своим внутренним желаниям, стремятся соблюдать правила здорового образа жизни.
ИА Хакасия
Забота о здоровье: Центр СПИД продолжает работу по тестированию в трудовых коллективах - Минздрав Республики Хакасия Накануне специалисты Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД выезжали в трудовой коллектив отделения Социального фонда России по Республике Хакасия для проведения добровольного,
Минздрав Республики Хакасия
Напомним, иск прокурором был предъявлен к ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» в интересах пенсионерки в связи со смертью её сына, наступившей после обращения за медицинской помощью.
Городской суд г. Саяногорск
В Хакасии пройдет юбилейный джазовый фестиваль - ИА Хакасия Фото: Всероссийская мастерская музыки «Джаз в Хакасии» В рамках Всероссийской мастерской музыки «Джаз в Хакасии» в апреле отметят 30-летие музыкального фестиваля, ставшего основой масштабного творческого проекта в республике.
ИА Хакасия