«Зачем они это делают?»

Фото: shans.online

Хакасский археоАРТ покоряет запад и вызывает множество вопросов.

Польские ученые увлеклись современным хакасским искусством, в котором присутствуют элементы наскальной живописии. Приехав в Хакасию, они поняли, что местный археоарт (исскуство, обращенное к древности) не такой простой, как казалось в начале исследования. Какие цели преследуют ученые, откуда пошло это направление? Еще предстоит выяснить.

Русские немцы или археоарт?

Магдалена Бонец очень бегло говорит по-русски. Мы познакомились на открытии выставки «Черная Африка» в музейно-культурном центре и договорились об интервью. Не каждый день в Абакан приезжают ученые из Польши, чтобы составить свое представление об археоэтническом стиле в искусстве хакасских художников.
В Хакасии Магда уже второй раз и вместе со своим научным руководителем, профессором, заведующим кафедрой Института востоковедения университета им. Адама Мицкевича Анджеем Розвадовски. Он поясняет, что понятие востоковедения в России и в Познанском университете несколько разное.

– В российской науке востоковедение считается как изучение восточных языков, таких, как китайский, индийский. А у нас это немножко по-другому называется. Восточный институт, который мы создали, изучает страны бывшего Советского союза.

Магдалена сейчас учится в аспирантуре как раз в институте востоковедения и надеется стать кандидатом исторических наук. Прежде она изучала журналистику, а потом и этнолингвистику, частично каснулась Сибири и русской культуры, но, говорит, на все времени не хватало, а хотелось углубиться в тему.

– Я бывала на докладах у профессора, когда он рассказывал о культуре Средней Азии, Сибири, о разных явлениях здесь. Мне показалось это интересно, вообще другой мир, и я подумала, что буду в восточном институте учиться. И мне это понравилось.

Первоначально Магда даже не планировала заниматься изучением хакасского археоарта – искусства, обращенного к древности. Она признается, что больше ее интересовала жизнь русских немцев в Сибири. Однако Анджей Розвадовски предложил ей попробовать себя в совершенно ином направлении.

– Я очень хотела заниматься востоком, в смысле Россией, ее культурой, этнографией. Меня очень интересуют люди здесь, как все работает. Профессор – специалист-археолог по наскальному искусству. И где-то уже десять лет назад нашел в Сибири такое явление, как археоарт. Он увидел работы Александра Доможакова, Алексея Ултургашева и увлекся. Собирал материалы, которые лежали и ждали, когда кто-нибудь начнет эту работу. В октябре 2016 года я поступила в аспирантуру, мы полгода думали, будем ли работать с этими немцами в Сибири. Так пан-профессор предложил, давайте попробуем с этой темой.
Я взяла книги, например, Александра Доможакова «Живопись. Графика», изданную в Абакане, и решила, ну, хорошо, попробуем.

При этом сама Магдалена не рисует и творчеством, кроме научного, не занимается.

– У меня две левые руки, – смеется она. – Я ведь даже не искусствовед, поэтому мне сложно было начать эту тему. Я так и сказала профессору, мне искусство, конечно, какое-то нравится, ну чтобы так разбираться, нет.

Доможаков и другие

Рабочее название будущего совместного научного труда Анджея и Магдалены звучит так – «Наскальное искусство, как источник современной культурной идентификации. Сибирский и Канадский сравнительный анализ»* . Как раз Магда отвечает за сибирскую часть этого международного проекта. А началось все с картин Александра Доможакова. В некоторых источниках его называют основоположником хакасского археоарта или этнического стиля в живописи. До недавних пор Магдалена соглашалась с этой точкой зрения, но теперь признается: появились сомнения.

– Сейчас говорят, что, может быть, Владимир Капелько является предшественником археоарта, но у меня пока есть какие-то чувства, не факты. По чувствам, Капелько – ну не совсем представитель археоарта. В этом еще надо разобраться. Поэтому хотим встретиться с художниками из Минусинска, учениками Капелько. Всего много.

Кстати, некоторые источники утверждают, что Владимир Феофановчи Капелько был учителем и другом Александра Доможакова. Он по-отечески поддерживал художника в его творческих исканиях.
За два с половиной года исследований в области хакасской живописи и графики, где используются древние наскальные рисунки, Магдалена пришла к выводу, что, будучи в Польше, например, весьма сложно получить качественные фотографии нужных картин. С большим трудом удается раздобыть информацию о самих художниках. Нет ни авторских катологов, ни совместных. А если книги и существуют здесь в Хакасии, то в Польше их не достать. В интернете тоже очень мало информации. Поэтому остается только одно – ехать в Хакасию, смотреть картины и работать на месте.

– У нас такая мечта, чтобы в конце проекта и аспирантуры составить какой-то каталог, сделать публикацию. У профессора была большая идея составить большой образ на картины, на археоарт и сравнить это явление с другими явлениями в мире. Не только в Сибири художники используют наскальные изображения и древнюю культуру. Но я сосредоточилась на Сибири, сначала на Александре Доможакове. Не знаю, почему так. Может быть, потому, что он первый попал на глаза, но для меня он самый лучший из всех современных художников Хакасии. Меня привлекает его разнообразие. Одна рука составляет такие разные картины.

Александра Доможакова не стало в 1998 году. За свою короткую, но насыщенную жизнь он создал более 1000 живописных и графических работ. Писал портреты, пейзажы, натюрморты.
– Древнее искусство Хакасии прекрасно и совершенно, и современный художник может из него многое черпать для своего вдохновения, – говорил художник.

Идеология или эстетика?

Если исходить из самого определения археоарта, как искусства, обращенного к древности, то в принципе любая картина, эксплуатирующая древнее наследие, может относиться к археоарту. Поэтому в разговоре с польскими учеными невольно возникает вопрос об их собственном определении и видении археоарта. Магдалена Бонец считает, что хакасские художники в своих картинах обращаются не только к петроглифам.

– Как сказал Краснов (Григорий Краснов – хакасский художник, работающий в жанре археоарта – «ШАНС»), это наследие, наскальное искусство, он не копирует, он просто продолжает. На самом деле они используют не только наскальное искусство. Они стараются немного шаманизма, древних традиций передать. С шаманизмом – самые потрясающие картины, по-моему. А что они хотят этим показать нам, это уже для каждого своя интерпритация.

При этом, сравнивая археоарт других стран, ученые уже могут сказать, в каких картинах присутствует идеология и где художник вкладывает в произведение политический смысл. Например, Магда говорит, что у канадских художников есть какая-то политическая идея, а у хакасских художников политическая подоплека отсутствует.

– Здесь, нам кажется, этого нет. Мы хотим в это углубиться, какая цель в этом искусстве у художников. Или это чисто эстетическое явление, или за этим что-то стоит. Потому что из Польши нам казалось, что у них есть идея восстановить культуру или традицию. А сейчас у нас другой взгляд на эту тему. Зачем они это используют и зачем они это делают?
Мы, как научные сотрудники, хотим все по полочкам разложить.

Анджей Розвадовски считает, что у Сибири и Канады схожие исторические контексты. Поэтому будет интересно найти профессиональных коренных художников-индейцев в Канаде и посмотреть, как они используют древнее искусство в борьбе за свои права.

– Во-первых, Канада и Сибирь прожили колониальную историю. Сибирь была захвачена царской Россией в 17 веке, так что здесь сложилась другая культура. В том смысле в Канаде похожая история. У канадских индейцев коренная культура, но их тоже включили в английскую культуру, и они по сей день противятся этому. Мне интересно, как в Канаде они через свои работы показывают, что они здесь, они древние и это их земля. Поэтому в их искусстве не только эстетическое явление, важное для них, но и политический манифест. Как мы посмотрели, кажется, что в Сибири этого нет. Может быть, пока и ошибаемся.

Rock art as a source of contemporay cultural identity» Grant nr 2017/25/B/HS3/00889 founded by National Science Center.

автор Светлана СТАФИЕВСКАЯ
 
По теме
 
«Многоголосье земли хакасской» - ИА Агентство Деловой Информации   28 октября в 12:00   в селе Бея пройдёт десятый Республиканский фестиваль творчества народов Хакасии «Многоголосье земли хакасской».
22.10.2018
 
В Индии обезьяны забили насмерть мужчину - Хакасия-Информ Фото из открытых источников Пожилой житель индийского штата Уттар-Прадеш стал жертвой обезьян — животный по неизвестной причине напали на него и закидали мужчину кирпичами.
22.10.2018 Хакасия-Информ
Фото с сайта uvo45.ru В этом месяце сотрудники накоконтроля и отряда "Гром" задержали уже двух торговцев наркотиком.
22.10.2018 Газета Хакасия
Фото: правительство Хакасии В  Хакасском национальном краеведческом музее имени Л. Р. Кызласова  в восьмой раз состоялись «Кызласовские чтения».
22.10.2018 Газета Хакасия
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Хакасия Фото с сайта uvo45.ru В этом месяце сотрудники накоконтроля и отряда "Гром" задержали уже двух торговцев наркотиком.
22.10.2018 Газета Хакасия
В ХАКАСИИ ОЖИДАЕТСЯ СИЛЬНЫЙ СНЕГ - МЧС Республики Хакасия По информации Хакасского гидрометцентра, 22-23 октября на территории Хакасии местами ожидается сильный снег.
22.10.2018 МЧС Республики Хакасия
Браконьерское оружие - Заповедник Хакасский Изъятые орудия лова и трофеи В минувшие выходные, 20 октября в результате рейдовых мероприятий отделом оперативного реагирования на территории заповедного участка «Камызякская степь с озером Улуг-Коль» были задержаны
22.10.2018 Заповедник Хакасский
Фото из открытых источников На разрезе Аршановский прошла учебная тренировка собственной вспомогательной горноспасательной команды совместно с военизированной горноспасательной частью.
22.10.2018 Хакасия-Информ
Фото из открытых источников Прошедшие выходные для пожарно-спасательных подразделений Хакасии выдались на редкость неспокойными.
22.10.2018 Хакасия-Информ