Григорий Пехотник: «Главное у евреев – это покаяние»

Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Шанс online
Фото: shansonline.ru
Автор Виктор Мельников «Шанс» – об антисемитизме,  Торе и еврейском Новом годе. 29 сентября евреи Хакасии встретили Новый 5780 год – Рош а-Шана. В дословном переводе это означает «Глава года». Летоисчисление у иудеев идет не со дня рождения Иисуса, а со дня сотворения мира, а новый год начинается с новолуния – через 163 дня после начала праздника Песах. Рош а-Шана – это время покаяния и переосмысления прожитого. Накануне праздника «Шанс» побеседовал с главой Еврейской общины Хакасии Григорием Пехотником.

– Григорий Давидович, чем живет община, как помогает евреям приобщаться к своим корням?

– Ну, во-первых, с членами нашей общины, которой уже 20 лет, мы каждую неделю, в пятницу вечером встречаем Шаббат. В Шаббат читаем Тору – еврейскую библию, и три молитвы: встреча субботы, вечернюю молитву – Маарив и главную еврейскую молитву – Амида.

Конечно же, мы в общине отмечаем все основные иудейские праздники, около 10 в год. Праздники есть веселые, есть грустные. Например, Песах – центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Есть еще Йом-Киппур – день поста, покаяния и отпущения грехов. Самый, наверное, грустный день у иудеев – это Девятое ава – национальный день траура еврейского народа – день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. Но евреи сюда причисляют и Холокост. Девятое ава – это, по сути, скопление всех бед, которые выпали на долю еврейского народа за всю его историю.

Ну а веселые праздники – это Рош а-Шана, Пурим – праздник в память о спасении евреев, проживавших на территории древней Персии, от истребления, Ханука – праздник, в который мы благодарим Бога за удивительное спасение и великие чудеса, сотворенные им в то время, когда враги пытались уничтожить иудейскую веру. Симхат-Тора – день, когда завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл. В этот праздник все танцуют и веселятся.

– Сколько человек сейчас насчитывает ваша община?

– Вы знаете, община не прирастает и не убывает.

Надо отметить, что евреев в Абакане мало, у нас в общине всего человек 80. А вообще около двухсот. Многие не признаются в своей национальной принадлежности. Причина этого, наверное, в том, что 73 года советская власть гнобила все религии, не только еврейскую. Сейчас и христиане в церковь-то неохотно идут, правда, в исламе получше ситуация с этим.

У многих евреев за советское время ушло это чувство причастности к иудейской культуре, своей религии. Родители просто не передали своим детям религиозные обычаи, законы и заповеди еврейского народа. Причем в том, что многие иудеи сейчас оторвались от религии, в этом виноваты сами евреи. В советское время организовывались еврейские комитеты, которые сами и преследовали своих религиозных собратьев. И, повторюсь, это было не только у иудеев, у христиан, например, в советское время такие же были трудности. Конечно, когда в стране популярен лозунг: «Религия – опиум для народа», – неудивительно, что у верующих людей возникают большие проблемы.

– А по-вашему, откуда взялся этот советский антисемитизм?

– Советский антисемитизм – это следствие мирового антисемитизма, который зародился вместе с рождением еврейского народа. Сначала, когда семья Авраама зашла в Египет, их было всего 70 человек, они получили лучшие земли, к ним было внимание, все было хорошо. Но лет через 200-300, когда евреев стало около четырех миллионов, предположительно во время царствования фараона Рамзеса второго, евреев за иную веру, за отличный от египтян образ жизни, решили наказать и сделали их рабами. Вот тогда и зародился антисемитизм. Причиной такого отношения изначально была независимость иудеев, которые не поклонялись никому, кроме своего Бога, Единому и Всевышнему.

Те евреи, которые изгонялись из Франции, Испании, Италии, они потом пришли в восточную и центральную Европу, на территорию современной Польши, Чехии, Англии, Германии, затем уже просочились в Россию.

А Россия переняла отношения к евреям у Англии, Франции, Испании и так далее, в странах, где они жили диаспорами, то есть отдельно от других. Вот эту так называемую «местечковость» по отношению к иудеям Россия и скопировала.

Я хочу сказать, что антисемитизм возник на религиозной почве, а уже затем перерос в элементарную человеческую зависть. Вот постоянно же говорят, что, мол, евреи жадные и хитрые, но все эти разговоры типа «жид жадный» возникают просто из-за досады, что еврей не дал себя обмануть. Вот в чем дело. Еще один из бытовых факторов антисемитизма в том, что иудеи, не имея возможности занимать высокие должности (их просто туда не допускали), вынуждены были заниматься ростовщичеством, то есть давать деньги под проценты. Ну взять деньги – дело одно, а отдать – совсем другое. Неохота же отдавать! Вот и начинались гонения.

– А как вы относитесь к бытовому, «кухонному» антисемитизму, ко всем этим анекдотикам про Изю и Сару, обижает ли это как-то евреев?

– Нет, это нисколько нас не обижает, потому как все эти анекдоты придумали сами евреи. Евреи – это многострадальный народ, и они решили, что лучше не страдать, а веселиться – в общем, такая защитная самоирония. Просто эти анекдоты часто искажают, да и рассказывают неумело, поэтому и получается ерунда.

– Григорий Давидович, а существует ли в современной России так называемый «еврейский вопрос»?

– Нет, конечно, нет. Я вам серьезно скажу, что на сегодняшний день самое благоприятное место для жизни евреев, кроме Израиля, – это Россия.

В Англии, Франции сейчас наблюдается большой наплыв людей из арабских стран. Они, например, бойкотируют израильскую продукцию, еще какие-то выпады совершают, то есть проявление антисемитизма в этих странах – не редкость.

Что касается России, то посмотрите, сколько на эстраде, в кинематографе, в театре евреев. Очень много. Причем евреев в России всего около 300 тысяч. В Украине в несколько раз больше. Включите телевизор – там везде мелькают еврейские физиономии! Дело, конечно, тут не только в таланте, а в том, что в нашей священной книге Торе четко указано, как нужно жить. Если жить по Торе, по тем законам, которые там прописаны, то все у тебя будет нормально. Вот простой пример – обман. В Торе это строго запрещено. И, если ты взял какой-либо обет, то ты должен его обязательно выполнить. Обязательно! Иначе ты будешь наказан. Вот, например, когда евреи начали поклоняться другим богам, царь Новуходоносор увел их в Вавилонский плен. После того как небольшая группа евреев вернулась в иудейские земли и стала жить согласно законам Торы, они смогли построить Второй храм, но когда иудеи снова стали склоняться к другим богам, то пришел римский полководец Тит и разрушил храм.

Возьмите Холокост. В Германии евреи были в числе богатых промышленников, банкиров, коммерсантов, они подняли экономику страны. Но они постепенно стали ассимилироваться, перенимать немецкую культуру, религию и так далее. В итоге, пришел Гитлер, и мы получили Холокост. Видите, Всевышний наказывает каждый раз при отходе от законов Торы, и сами евреи в этом виноваты.

Так что иудеям просто нужно жить по своим религиозным законам, и тогда все будет хорошо. Взять Израиль, посмотрите, сколько было войн, сколько раз их хотели уничтожить. Но не получается. Так что верим ли мы в бога, не верим ли, но есть факты, которые никуда не выбросить.

– Скажите, приходилось ли вашей общине сталкиваться с нарушением этнических или религиозных прав?

– С местными властями у нас отношения хорошие и никакого давления нет и быть не может. Но несколько лет назад, когда община еще располагалась в помещении на улице Ярыгина, случались весьма неприятные инциденты. На наших окнах рисовали свастики, писали «бей жидов» и прочую ерунду. Ну мы с этим разбирались, виновника нашли, им оказался вовсе не какой-нибудь подросток, а взрослый человек. Было уголовное дело, следствие, его хотели уже судить, но я не дал на это согласия.

Еще был случай, когда один человек на своем балконе, напротив дверей общины, стал вывешивать российский флаг, и в этот период у нас чуть ли не каждый день пропадала вывеска, я потом ее находил в Черногорском парке, уже разбитую. Обратился я в Следственный комитет по этому поводу и порекомендовал им зайти к этому мужчине. Они зашли, и он тут же сознался, говорит: «А чего они тут?» (смеется). А вообще в Хакасии, за исключением этих случаев, с отношением к евреям все в порядке.

– Обратимся к наступающему Рош а-Шан, еврейскому Новому году. Расскажите, как его празднуют?

– Как празднуется обычный российский Новый год? Все собираются вместе, пьют, едят, веселятся – в общем, радуются новому году. У евреев иначе, мы радуемся, но мы должны серьезно проанализировать прошедший год, и если совершили какой-то грех, обидели кого-то, оскорбили, мы должны покаяться и обязательно исправить все в течение десяти дней с начала нового года. Ведь главное в религии евреев – это покаяние.

В дни Нового года в синагогах читают особые молитвы. В новогоднюю ночь у евреев принято есть яблоки, обмакивая их в мед, и желать, чтобы год был добрый и сладкий. На праздничном столе обязательно должен быть гранат и головы рыб. Ну кроме этого у нас в общине будут готовить и курицу, и плов, и рыбу, будет вино, водка, танцы. Будем праздновать как полагается!

– Григорий Давидович,  а может ли человек  нееврейской  национальности стать членом вашей общины?

– Да, может. Но предварительно мне надо с человеком побеседовать. Если я увижу, что он искренний человек, что он добрый человек, что он бескорыстный и честный – то да. А если я этого не увижу, то, конечно, не пущу такого человека к нам. Многие приходят, говорят: «Нам просто интересно» , – я в таких случаях отвечаю: «До свиданья» . Одного любопытства здесь недостаточно.

 
По теме
В программе: - для чего дорожные полицейские стоят у всех церквей и купелей; - итоги ушедшего года на комиссии по безопасности дорожного движения; - марафон юных инспекторов движения;

21.01.2020
 
За время крещенских купаний несчастных случаев на водоемах Хакасии не зарегистрировано - Правительство Республики Хакасия По информации Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Хакасии, праздничные мероприятия, посвященные Крещению, прошли без происшествий.

20.01.2020
ЗА ВРЕМЯ КРЕЩЕНСКИХ КУПАНИЙ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ВОДОЕМАХ ХАКАСИИ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО - МЧС Республики Хакасия По информации Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Хакасии, праздничные мероприятия, посвященные Крещению, прошли без происшествий.

20.01.2020
В учреждения УФСИН России по Республике Хакасия отслужены праздничные молебны в честь праздника Крещение Господне - УФСИН Во многих исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Хакасия праздник Крещение Господне встретили все православные верующие осужденные.

20.01.2020
 
Крестный ход и водоосвящение собрали верующих у реки Абакан - Газета Хакасия Фото Александра Колбасова В день праздника Богоявления Правящий архиерей совершил Божественную Литургию в Никольском соборе и чин Великого освящения воды на реке Абакан, сообщает информационный отдел Абаканской епархии.

19.01.2020
В день праздника Богоявления Правящий архиерей совершил Божественную Литургию в Никольском соборе и чин Великого освящения воды на реке Абакан - Абаканская епархия 19 января 2020 года, в день праздника Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, пришедшийся на Неделю 31-ю по Пятидесятнице, Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский,

19.01.2020
 
Фото ГИБДД - Пульс Хакасии Фото ГИБДД Вчера утром на седьмом километре автодороги Абакан – Ак-Довурак произошло ДТП сразу с тремя автомобилями, сообщает пресс-служба ГИБДД Хакасии.
Пульс Хакасии
21.01.2020
В программе: - для чего дорожные полицейские стоят у всех церквей и купелей; - итоги ушедшего года на комиссии по безопасности дорожного движения; - марафон юных инспекторов движения;
МВД Республики Хакасия
21.01.2020
В учреждения УФСИН России по Республике Хакасия отслужены праздничные молебны в честь праздника Крещение Господне - УФСИН Во многих исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Хакасия праздник Крещение Господне встретили все православные верующие осужденные.
УФСИН
20.01.2020
Фото: Информационный отдел Абаканской епархии 18 января 2020 года, в день Навечерия Богоявления (Крещенский сочельник) Преосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский,
18.01.2020 Газета Хакасия
Фото Александра Колбасова В день праздника Богоявления Правящий архиерей совершил Божественную Литургию в Никольском соборе и чин Великого освящения воды на реке Абакан, сообщает информационный отдел Абаканской епархии.
19.01.2020 Газета Хакасия
Три художественных выставки порадуют любителей декоративно-прикладного искусства, живописи и фотографии в Хакасии - Минкультуры 24 января в 15:00 в Центре культуры и народного творчества им. С.П.Кадышева состоится открытие сразу трёх художественных выставок: «Волшебный мир дерева», «Мир акварели» и «Убсунурская котловина».
Минкультуры
21.01.2020
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Газета Хакасия Все дни на этой неделе можно посетить выставки: с 11:00 до 18:00 - в республиканском музейно-культурном центре работает выставочный проект «Во славу державы» ,
Газета Хакасия
21.01.2020
Александр  Башков рассказал главе Хакасии о достижениях агропромышленного комплекса региона - Министерство сельского хозяйства Исполняющий обязанности министра сельского хозяйства и продовольствия республики Александр Башков сегодня доложил главе Хакасии Валентину Коновалову об итогах работы ведомства в 2019 году и поделился планами на год текущий.
Министерство сельского хозяйства
21.01.2020
Введение недвижимости и земель в оборот на контроле правительства Хакасии - Правительство Республики Хакасия Пополнение бюджетов всех уровней за счет собираемости имущественных налоговых и неналоговых платежей стало одной из основных тем первого в наступившем году заседания правительства.
Правительство Республики Хакасия
21.01.2020
За 12 месяцев 2019 года на территории Усть-Абаканского района зарегистрирован 331 пожар, 6 человек погибли, 3 получили травмы различной степени тяжести (аналогичный период прошлого года – 94 пожара, 8 погибших, 5 травмированных).
21.01.2020 Усть-Абаканский район