23 октября в Абакане прошёл концерт классической музыки в исполнении лауреата и дипломанта престижных конкурсов пианистки из Москвы Александры Калафатовой. Это было её первое выступление с оркестром. И оно состоялось на сцене Хакасской республиканской филармонии. За дирижёрским пультом был Вячеслав Инкижеков.
Романтик и новатор
В первом отделении Александра сольно исполнила Избранные мазурки Александра Скрябина и Сонату си-бемоль минор ор. 53 № 1 «Романтическая» Николая Метнера. Это композиторы Серебряного века. Они жили и творили в одно, роковое для России, время. По стилю очень разные, Метнер — романтик, Скрябин — новатор, они не ладили и нелестно отзывались о произведениях друг друга. И, конечно, не могли предположить, что более чем через сто лет их музыка будет звучать в одном концерте.
— Объединять композиторов в одной программе — большая ответственность. Но когда у нас есть возможность самим составить концертную программу, когда нет заказа, надо ставить музыку, которая редко звучит на сцене, — объяснила свой репертуарный выбор для Хакасии Александра Калафатова. — Слава богу, в Абакане есть замечательный Вячеслав Геннадьевич Инкижеков, он позволил составить программу из сочинений, которые лично мне близки и интересны. Не было рамок, не предлагалось ставить популярные произведения, как это часто бывает. Мне хотелось познакомить зрителей с музыкой, которая заслуживает внимания. Мы привыкли к мазуркам Шопена, это польский жанр. А что в таком количестве мазурки есть в творчестве русского композитора Скрябина — это удивительно.
Николай Метнер — мой любимый композитор. Его часто связывают с Сергеем Рахманиновым. Но он абсолютно обособленный и удивительный композитор с огромным наследием для фортепиано. Романтическая соната — первое его произведение, которое я выучила. У меня есть сольный альбом, посвящённый творчеству Николая Карловича.
«Фантастические образы и неведомые существа из другого мира живут в его музыке», — писали искусствоведы о Скрябине с его новаторскими формами, которые продемонстрировала исполнительница, виртуозно владеющая звуковой палитрой рояля.
— Играет интересно, глубоко, с личным отношением к музыке. Приятно, что в Абакан приехала такая замечательная пианистка. Чтобы услышать её игру, не надо ехать в Москву. Молодой перспективный музыкант со своим видением и ощущением музыки, — так думает об Александре директор Хакасской республиканской филармонии Вячеслав Инкижеков.
В музыке Николая Метнера звучат русские народные мотивы, трагизм и тоска по России, она погружает в раздумья о бытии, о судьбах мира, и всё это в законченной романтической форме. Композитор пережил революцию, эмиграцию, Вторую мировую войну. При жизни не был оценён по достоинству.
Инкижеков теперь крёстный
Нелёгкую музыку первого отделения публика Хакасии понимала и принимала. Второе отделение — награда за душевный труд — Вольфганг Амадей Моцарт: мажорное Анданте из Концерта для фортепиано с оркестром № 21 До мажор, KV.467 и минорный Концерт для фортепиано с оркестром № 24 До минор KV.491. Александра Калафатова впервые играла с оркестром.
Эмоциональная, красочная музыка, пронизанная небесным светом, необычный финал, ярость и нежность. Во втором произведении звучат тревога, тоска, горечь. Но Моцарт — солнечный гений, поэтому и через трагизм пробивались солнечные ноты. Тихий звук рояля часто был сильнее мощного звучания оркестра.
— Александра — очень тактичный музыкант. Мне как дирижёру интересно работать с ней. От концертов Моцарта получаю удовольствие. Она играет не совсем традиционно. Музыка Моцарта личностная, он много экспериментировал, и Александра к этим тонкостям относится интересно, правильно, — считает Вячеслав Инкижеков.
— Это мой первый опыт игры с оркестром. Вячеслав Геннадьевич теперь для меня — особый человек, совершенно очаровательный. Я с радостью ждала репетиций, чтобы прикоснуться к удивительному сочинению. Когда оркестр с таким уважением относится к музыке — это счастье. Хакасский — для меня теперь самый любимый, — улыбается Александра Калафатова.
В своём премьерном выступлении с оркестром в первой части Концерта № 24 пианистка продемонстрировала коденцию собственного сочинения. Это когда оркестр затихает и звучит небольшое сольное высказывание пианиста.
— Раньше они импровизировались в момент концерта великими Моцартом, Бетховеном, другими. На сегодня коденции композиторов, которые сами играли свою музыку, утрачены: произошло разделение, играть стали исполнители, — объяснила Александра Калафатова. — Музыкантам по силам сохранить импровизационное начало фрагмента внутри концерта. Я заранее готовила коденцию. При этом думала: имею ли на это право? Музыке два века. Это для меня такой трансформационный опыт. Сочинив своё вкрапление, начинаешь чувствовать музыку более тонко.
Хакасия — это отдельная тема
Александра Калафатова десять лет училась у профессора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Александра Вершинина. Он неоднократно приезжал в Хакасию, участвовал в детских творческих школах, конкурсах в качестве члена жюри, давал мастер-классы, концерты.
— Александр Александрович — наш многолетний партнёр, учитель. Мы сыграли с ним много программ, его сольные авторские произведения. Очень доброжелательный, тактичный музыкант высокой культуры. Работа с ним — это и профессиональный рост для нас. А общение с ним оставляет тёплые воспоминания, — говорит Вячеслав Инкижеков.
У профессора о Хакасии тоже приятные воспоминания, говорит его ученица.
— Он с огромной теплотой рассказывает и о публике, и о людях, которые встречают, и об атмосфере, и об оркестре. Это человек, который объездил весь мир, у него большое количество концертных предложений, контрактов, но Хакасия стоит особняком. Что показательно, вот уже несколько лет он сюда приезжает и отмечает день рождения. Когда в Москве мы что-то ему устраиваем, он отнекивается — скромный человек. Но если выпадает конкурс или творческая школа, сюда едет с удовольствием. И говорит: «Хакасия — это отдельная тема». Для меня счастье — прикоснуться к тому месту, где ему хорошо, — говорит Александра.
Сама она ещё не очень хорошо познакомилась с республикой, но как музыкант дала ей характеристику:
— Здесь есть какое-то умиротворение. Tranquillo — есть такой итальянский термин. Не знаю, насколько это сопоставимо с ощущениями людей, которые здесь живут. Может, это связано с тем, что я вырвалась из Москвы с её ритмом. Гастроли в регионах дают знакомство с увлечёнными людьми. Счастье, что классическая музыка звучит не только в огромных концертных залах.
По реке музыки
Наша благодарная публика принимала молодую пианистку очень дружелюбно и тепло, отдавая дань её мастерству аплодисментами. Но музыкант сам оценивает себя на каждом концерте:
— Ощущения идут сначала от себя, потом от инструмента, потом начинаешь слушать публику, как она реагирует. А затем это всё объединяется. Если объединение случается, это огромное счастье. У меня оно случилось сегодня, пожалуй, только во втором отделении, когда на сцену вышел симфонический оркестр. У нас было много репетиций, и возможно, удалось почувствовать синтез. Сольная программа — это всегда сложно. Это высказывание, которое зависит только от тебя.
Самый частый вопрос, который задают Александре Калафатовой и другим музыкантам-виртуозам:
— Вы полтора часа играли сложные произведения без нот. Как вы это делаете?
— У меня сестра перестала заниматься музыкой, потому что не могла понять, как можно двумя руками играть: правой одно, левой — другое. В какой-то момент происходит объединение, и ты не мыслишь по отдельности, что играть, как играть. Это некое течение. Вот лодку от берега отталкиваешь, и она плывёт, — находит сравнение Александра Калафатова. — Образуется какая-то субстанция, которая тебя ведёт. Сама музыка ведёт.
Фото: Равиль Дзязько
Газета «Хакасия», № 122 (24937) от 31 октября