К открытию готовится памятник священнику, просветителю, писателю, переводчику, миссионеру Иоанну Матвеевичу Штыгашеву. В минувшие выходные место возведения памятника посетили: глава Таштыпского района Н. В. Чебодаев, депутат Верховного Совета Республики Хакасия В. И. Шулбаев, настоятель Христорождественского храма Роман Могилат.
Как сообщает " Земля таштыпская" , предметом обсуждения стали не только возведение памятника, но и церемония открытия, которая должна стать не просто «перерезанием ленточки», но знаковым событием и для Таштыпского района, и для Республики Хакасия.
Не секрет, что для нашего района фигура отца Иоанна имеет особенное значение. Долгое время личность, труды, судьба Иоанна Матвеевича были скрыты от потомков годами богоборчества и полным умолчанием. И, как обычно бывает, первым из тьмы забвения его вывели краеведы. Точнее краевед Евгения Александровна Иванова, заведующая библиотекой села Матур. Это она начала вести детальный розыск сведений об уникальном человеке. А загремело имя Иоанна Матвеевича с легкой руки тогда главы района Василия Ивановича Шулбаева. Масса усилий для того, чтобы в Хакасии узнали о просветительском подвиге Иоанна Матвеевича. И 2016 год в Республике Хакасия был объявлен Годом Штыгашева.
В Матуре в этот же год проводятся республиканские научные конференции, организовывается проведение теперь традиционного турнира по борьбе памяти И.М. Штыгашева, в Таштыпском районе снимается о нем фильм, выходит в свет альманах «Велик был предок по его делам», а на месте упокоения священника возводится часовня. И дальнейшее строительство Храма священномученика Амфилохия Скворцова в селе Матур – в 2019 году, уже невольно связывали с именем Иоанна Штыгашева. И как было не связать. Ведь самый первый каменный храм в далеком 1909 году в селе возведен был именно чаяньями и усилиями Иоанна Матвеевича.
Памятник, который устанавливается сейчас – это первый памятник отцу Иоанну. И более того – это первый памятник священнослужителю в Хакасии. Автор монумента – скульптор Геннадий Васильевич Новоселов. Еще год назад в августе 2023 года макет памятника был презентован Николаю Васильевичу Чебодаеву и Василию Ивановичу Шулбаеву, именно им принадлежит идея, создания монумента. Год скульптура изготавливалась в полный размер, сейчас идет её установка.
Примерная дата открытия вторая декада октября. К открытию будет приурочена и научная конференция, которая по замыслу должна объединить представителей духовенства, науки, образования. Чтобы в ходе работы трех секций осветить главные ипостаси отца Иоанна Штыгашева – священник, учитель, писатель.
Символ высоты духовных устремлений, человек, положивший для себя обязанность служить – вере, просвещению, родине, Иоанн Матвеевич Штыгашев – это гордость для трех народов: шорцев, алтайцев, хакасов. И пусть памятник на родине, которой он отдал самую жизнь станет не точкой, но многоточием на пути изучения его культурного наследия и знаком бесконечно благодарной памяти потомков.
Об отце Иоанне Штыгашеве – писателе, священнике, патриотеРассказывает Нина Майнагашева, ведущий научный сотрудник сектора литературы ХакНИИЯЛИ, кандидат филологических наук:
– Иоанн Матвеевич, несомненно, литературно одарённый человек. Поступив в школу в селе Кузедеево, он говорил только на родном языке. Но благодаря упорству и прилежанию быстро овладел русской грамотой. Его очерки, написанные через семь лет после начала обучения, уже полноценные литературные произведения в жанре автобиографического очерка.
Как любой писатель-прозаик Иоанн Матвеевич не мог не писать о природе, пейзаже родных мест и тех краёв, где ему пришлось бывать. Это и описание тайги, труднопроходимой, но всё же родной, которая кормит его сородичей дичью, орехами, ягодой и обеспечивает пушниной. Так он пишет: «Родину мою заграждала от меня трёхсотвёрстая тайга, со своими заоблачными горами и дремучим лесом, сквозь которые, думал я, вряд ли от кого-нибудь придётся мне получить известие о своих родных. Увы, как грустно и как тяжко было мне!»
Стихотворение, посвящённое памяти брата Иосифа, является одним из первых стихотворений на шорском языке.
Однако литературное наследие Иоанна Штыгашева в течение многих лет оставалось в забвении.
Литературное наследие Штыгашева составляют очерки «Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Иоанна Матвеевича Штыгашева», «Путешествие алтайца в Киев, Москву и её окрестности» (1884), «Поездка матурского священника в Урянхайский край в 1913 г.» и стихотворение-плач, посвящённое кончине брата Иосифа.
Окончив Казанскую учительскую семинарию, Иоанн Штыгашев обучал детей грамоте в поселках Матур, Кондома, был миссионером Матурского стана Алтайской духовной миссии. Иоанн Матвеевич принимал участие в издании «Шорского букваря для инородцев восточной половины Кузнецкого округа» (1885). Его активное участие, вместе со своим первым наставником и учителем В.И. Вербицким, в составлении и собирании лексики, и последующем печатании в Казанской типографии знаменитого «Словаря алтайского и аладагского наречий тюркского языка» – классического труда, вошедшего в золотой фонд тюркологии, – до сих пор достойно не оценены потомками.
Благодаря И.М. Штыгашеву, у шорцев еще в конце XIX века была возможность прочитать «Священную историю на шорском наречии…». Иоанн Матвеевич открыл несколько школ, где обучение велось на шорском языке, изучались русский и церковнославянский языки.
Рассказывает протоиерей Геннадий Фаст, настоятель Градо-Абаканского храма равноапостольных Константина и Елены, кандидат богословия:
– Иоанн Матвеевич был настоящим миссионером, православным христианским священником. Каждый народ ждёт своего просветителя, человека из своего рода-племени. Таким человеком стал отец Иоанн Штыгашев.
Он соединил в себе три народа Саяно-Алтая: по отцу он – шорец, по матери – сагаец, по мировоззрению – алтаец. Это удивительные и особенные грани личности Иоанна Матвеевича. Он даёт соплеменникам Христову веру, он её не смущается. Надо помнить о том, что вера и образование в то время принимались одинаково. Он не побоялся вступить в разногласие с шаманами. Шаг непростой, неоднозначно воспринятый родственниками, полный драматизма. Для этого нужно было иметь внутреннее духовное просвещение.
Штыгашев принимает веру от известного лингвиста, тюрколога, просветителя Василия Ивановича Вербицкого. Отец Василий оказал большое влияние на формирование мировоззрения Иоанна Матвеевича, заинтересовал его изучением южносибирских языков: алтайского, хакасского, шорского. Вербицкий первым отметил любознательность, способности юноши.
Отец Иоанн – просветитель алтайского, шорского, хакасского народов. Он стал проводником веры для хакасской земли.
О силе духа, пастырском сердце Иоанна Штыгашева свидетельствуют факты его биографии, вот только некоторые из них.
Рассказывает Евгения Иванова, заведующая Матурской библиотекой:
– Матурское отделение было открыто в 1905 году, отец Иоанн в это время служил в Кондомском стане. Он сразу подал прошение о переводе на родину.
«Перевод мой с Кондомы на Матур состоялся в половине февраля. Странная случайность или провидение Божие так устраивает, что я тому назад 20 лет, также ехал основать там миссионерскую школу и стал там первым учителем, как и теперь ехал туда, открыв миссионерский стан, стать тоже первым священником на родине. Разница состояла только в том, что я теперь против тогдашнего на 20 лет старее стал, а потому и духом и телом слабее, чем тогда, да еще я теперь имел шестерых детей, сироту-старуху, жену и сам – 9 голов, а тогда был только один. Когда я был счастливее – тогда или теперь? Конечно тогда! В то время я был телом здоров, духом бодр, заботы никакой и вся жизнь впереди. Не то теперь! Бог помог нам благополучно и без замедления дорогой доехать до Матура, ибо все время пути стояла прекрасная погода. Незадолго до моего переселения на Матур, Таштинский священник П.С. между прочим писал мне так: «Вы, может быть, Матур представляете себе таким же, каким Вы его оставили? Разочаруйтесь!»
На родине отца Иоанна ждали полная разруха и упадок. Разрушена школа, хозяйственные постройки: баня, амбары, а главное молитвенный дом.
Для школы был приобретен и отремонтирован дом из трех комнат, в двух велись занятия, а третей жил учитель, бывший ученик священника, из Кондомы. Начали сбор пожертвований на строительство нового храма. Собирали по крохам, матурский приход был беден. В 1909 году новый храм был освящен. Через три месяца, от неисправной трубы, он сгорел дотла. Спасли только иконостас и церковную утварь. Отец Иоанн от пережитого заболел. Питерский купец Усов, прочитав о пожаре и болезни священника, пожертвовал 16 тысяч рублей на строительство нового храма в Матуре вместе с полным его оборудованием. Таких щедрых благотворителей миссия мало помнила на своем веку. В 1911 году новый храм был освящен архиепископом Томским Макарием.
В 1913 году отец Иоанн был направлен с миссионерской проповедью в Урянхай (территория Тывы). По возвращении домой его ждали новые испытания: доносы, ложные обвинения, клевета…
«Веря облыжным доносам и злым клеветникам, будто я не желал монастыря и всячески препятствовал его строению и пр., меня лишают куска хлеба без суда и следствия. У порядочных людей ни у кого ничего не спрашивали. Про монастырь ни у кого из членов строительной Комиссии ни о чем не спрашивали, а мое справедливое описание, когда велено было мне это, обратили в клевету. Мое падение кому-то нужно было, чтобы на нем зиждить свое возвышение», – писал он.
Вскоре правда восторжествовала, ситуация разрешилась в пользу священника, и Иоанн Штыгашев продолжил свое пастырское служение в Матурском стане до своей кончины 13 ноября 1915 года.