Сто ролей Анны Туртугешевой

Сто ролей Анны Туртугешевой - http://abakan-news.ru/
Сто ролей Анны Туртугешевой - http://abakan-news.ru/
Сто ролей Анны Туртугешевой - http://abakan-news.ru/
Сто ролей Анны Туртугешевой - http://abakan-news.ru/
Фото: abakan-news.ru

Заслуженная артистка России, заслуженная артистка Хакасии Анна ТУРТУГЕШЕВА сегодня отмечает свой 70-летний юбилей. Из них 49 лет она отдала любимому Хакасскому национальному драмтеатру. В далеком 1971 году, совсем юной, после окончания Новосибирского театрального училища, только пришла сюда работать. И не было ни известности, ни опыта. Только талант, огромный творческий и духовный потенциал.

Образы, созданные удивительной актрисой, стали яркой страницей в истории театрального искусства Хакасии и получили признание на международных фестивалях. За годы служения искусству ветеран хакасской сцены сыграла более ста ролей. Ее героини броские внешне, обладают богатым внутренним миром, изяществом, психологической глубиной, порой неординарны и импульсивны.

В настоящее время мастер сцены продолжает творческую деятельность в родном театре, занимается общественной работой, передает свой опыт молодому поколению актеров, принимает участие в городских и республиканских мероприятиях.

Анна Михайловна, ваше детство прошло в советскую эпоху, наверняка какие-то привычные сейчас вещи вы тогда увидели впервые. Расскажите, что это было за время?

– Да, кое-что тогда было в новинку. Например, электрический свет. В те годы в таких поселках, как наш, только-только провели электричество. Мы в жизни не видели такого чуда. Очень хотелось узнать, как лампочка может гореть… Еще рядом с нашим поселком Крестьянка, который потом стали называть Балыкса (в переводе с хакасского «рыбная река»), был еще один поселок, и в нем настоящий аэропорт! И мы вместе с тетей на маленьком кукурузнике летали в Таштып. Вообразите только, насколько такой полет волнителен и интересен для ребенка! Потом впервые рядом с поселком провели железную дорогу. Никогда не забуду, как мы всей школой приходили, смотрели на паровоз, весь украшенный цветами… И к нам цивилизация пришла! Вот такое было время… В Абакан планировала перебраться еще в детстве. Может, и не осознанно, но тогда сестра отправилась по реке в Абакан, чтобы поступить в институт. А я была сильно к ней привязана. И тут вдруг расстаемся. Разумеется, никто меня с «няней» не пустил, но желание уехать, видимо, осталось.

Помните свое первое знакомство с театром?

– Знакомства как такового не было, а вот кино… Пока училась в школе, собирала портреты актеров, которые в то время были на пике популярности. Изучала, смотрела, в каких фильмах они снимались. Большое впечатление произвел фильм «Снегурочка». Какая там была актриса в главной роли замечательная! Потом я долго ходила и изображала ее. Копировала движения, пела… Кстати, на сцену вышла в первый раз с песней «Отшумели метели», тоже еще школьницей. Такая боевая, решительная, а вот на сцене спеси немного поубавилось. К счастью, выступление прошло хорошо.

Не скажу, что всегда мечтала стать актрисой. Играла для себя, пела… Оканчивала школу и увидела объявление, что Национальный театр объявил о наборе юношей и девушек в театральное училище. Вместе с группой ребят с успехом пройдя творческие испытания, я стала студенткой актерской мастерской Романа Анатольевича Короха в театральном училище Новосибирска.

Сложно было учиться, не имея никакого опыта и представления о театре?

– Трудности были. Поскольку выросла я в деревне, некоторые вещи казались странными. Например, первое знакомство с педагогом по сценической речи Лидией Алексеевной Николаевой. То, как она зашла к нам прямо в аудиторию, закуривая папиросу… Для меня это было странно, как-то непонятно, неприлично даже. Никак не укладывалось в голове: как женщина, педагог может курить? Потом все удивления ушли, ведь Лидия Алексеевна оказалась блестящим педагогом и хорошим человеком. Мы много работали над голосом, учились правильно читать художественные произведения. В итоге все вышли «голосистыми».

Не могу не отметить занятия по сценическому движению. Особенно «удачно» вышел образ красивой девушки с вальяжной походкой и с сигаретой во рту. Мы проходили по кругу и садились, положив ногу на ногу. У меня это получалось довольно неуклюже. Все, кто это видел, потом долго смеялись. В училище, когда кто-то показывал что-то интересное, яркое на экзамене или на занятии, всегда потом бурно обсуждалось.

Работа с партнерами была веселой и одновременно сложной. Мы трудились над отрывками, нужно было проявить теплые чувства – объятия, поцелуи… Наблюдала со стороны за работай сокурсниц и просто поражалась, как легко и здорово у них получается играть любовь. Потрясающе! Но мне самой никак не удавалось пересилить стеснение…

Но, несмотря на все трудности, вы успешно окончили учебу, в 1971 году вернулись в Абакан и устроились работать в Национальный театр…

– Тогда он назывался Хакасский республиканский театр. Были хакасская и русская труппы, но работали мы все вместе. Было много совместных спектаклей. Вместе со мной в труппу устроилась Алиса Кызласова. Очень все радовались, что наконец появилась молодежь. Парней тогда еще не было, все наши партнеры были солидного возраста. Репетиции проходили очень весело, особенно когда доходили до романтических сцен… Помню свою первую роль – Лейла в спектакле «Зачем ты живешь?», который поставила Эльза Кокова.

Всегда, когда приходишь на новое место, в уже состоявшийся коллектив, испытываешь неуверенность, стеснение… Но мои партнеры всегда охотно помогали, давали советы. Сама режиссер много подсказывала, но с Клавдией Семеновной Чарковой мы всегда оставались вдвоем, репетировали. Именно благодаря ей роль Лейлы в дебютном спектакле у меня и получилась.

Анна Михайловна, вы на сцене уже почти 50 лет! Театр сильно изменился за это время?

– Больше изменились люди внутри него. Театр – это все-таки молодое искусство. Когда я пришла сюда работать, то постаралась быстрее влиться в коллектив, пристроиться к коллегам по цеху, оказаться «под крылом». Старшие актеры были невероятно добрыми, интеллигентными людьми с потрясающим чувством юмора. Без пафоса… Мне в их компании всегда было комфортно, интересно. Хотелось через общение с ними проникнуться силой и энергией театра.

Сейчас молодые актеры более самостоятельные, но очень талантливые, профессионально подготовленные, подкованные, хорошо поют, танцуют… Смотрятся на сцене очень органично. Одним словом, интересно за ними наблюдать.

За 50 лет на театральных подмостках вы сыграли много ролей из произведений русских (Островский «Волки и овцы»), зарубежных классиков (Шекспир «Гамлет»), а также в работах местных авторов – Алисы Кызласовой («Сас той»), Александра Топанова («Одураченный Хорхло»), чье имя сейчас носит ваш театр… Есть что-то, что объединяет всех ваших героинь?

– Как и каждый спектакль, каждая пьеса, так и персонажи внутри них уникальны, со своим набором качеств. К каждой новой роли подходишь с разных сторон. Но общее у моих героинь все же есть. Это истории о добрых женщинах, в которых заключена огромная любовь к природе, к своему народу.

На сцене существует ваш персонаж или – вы в предлагаемых обстоятельствах?

– В училище учили, что на сцене должен быть ты сам в предлагаемых обстоятельствах. Однако такой принцип не всегда помогает, особенно молодым актерам. Самыми сложными моментами для них считаются сцены, где нужно проявить чувства, любовь. Одна молодая актриса очень стеснялась играть такие сцены. Тогда я ей сказала: «Запомни, на сцене не ты существуешь, а твоя героиня». И ей сразу стало легче работать. Роль, какой бы она ни была, нужно проследить от начала до конца, понять, какими качествами обладает персонаж, как себя ведет в разных ситуациях по мере развития сюжета… Однако, каким бы хорошим актером ни был человек, он не может полностью отключить себя, иначе роль будет неживой, шаблонной.

А иногда случается так: роль проанализирована, понятна, на твой взгляд, сделана хорошо, но режиссеру чего-то все время не хватает. Такая ситуация возникла на репетиции спектакля «Пылкий влюбленный». У меня там было три роли, и все очень разные. И одна из них – волевая, со стальным характером женщина – никак не выходила такой, как нужно. В итоге удалось сделать роль, и то на записи спектакля, когда увидела себя со стороны, стало понятно, что все равно немного не хватило, чтобы получилось точное попадание в образ.

Кроме того, что вы играете на сцене родного театра, еще участвуете в фестивалях…

– Да, театр всегда принимал участие в выездных мероприятиях: гастроли, фестивали и конкурсы. Это отличная возможность проверить спектакль, актеров на новых площадках, посмотреть реакцию нового зрителя. В 1990 году на республиканском конкурсе «Волшебные кулисы» образ Хысторай из спектакля «Сас той» («Свадьба девичьих кос») по пьесе Алисы Кызласовой стал лауреатом в номинации «Лучшая женская ролью I плана».

Спектакль «Любовь Чингисхана» по пьесе К. Чако на протяжении 10 лет вызывал неподдельный интерес аудитории, представляя профессиональное искусство Хакасии на таких театральных фестивалях, как международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык» (г. Уфа, 2001), на региональном фестивале «Театральная весна» (г. Красноярск, 2002), на I Кочевом международном театральном фестивале «Желанный берег» на тему «Лики Чингисхана». С большим успехом спектакль принимали зрители Финляндии и Монголии.

Чем увлекаетесь в свободное время?

– Читаю стихи хакасских авторов: Михаила Кильчичакова, Валерия Майнашева, Анатолия Кыштымова, а также рассказы Чехова. Еще выращиваю красивые цветы. Забота о растениях, о земле приносит настоящее удовольствие!

Ежегодно Союз театральных деятелей Хакасии проводит конкурсы самостоятельных актерских работ «Вдохновение» и «Волшебные кулисы». Вот где можно развернуть весь свой творческий потенциал!

Поразительно! Анна Михайловна, мне кажется, вы везде успеваете. Слышала, что совсем недавно принимали участие в новом кинопроекте студии «ХакасФильм».

– Во время зимних каникул проходили съемки художественного фильма «Белая дорога Эльзе». Очень удачно выпало время съемок, как раз мы отыграли в театре новогодние спектакли, можно было полностью сосредоточиться на роли для кино. Впервые удалось поработать с Юрием Курочкой и Мариной Канадаковой. Это просто потрясающие люди! Потому что работают за шестерых, хотя Юрий говорил, что иногда и больше. Поскольку это мой первый опыт работы в кино, весь съемочный процесс было очень интересно наблюдать. Теперь знаю, как снимают кино!

Есть творческие планы на будущее?

– Не все в нашей жизни зависит только от нас. Особенно если говорить о человеке театра. Какой будет репертуар, какие спектакли, увидит ли тебя режиссер в той или иной роли… Но, конечно, хочется еще играть, пробовать новое. Ведь когда ты не занят делом, наступает период уныния. Его ни в коем случае нельзя допускать! Когда ты постоянно в движении, бежишь на работу, держишь себя в тонусе, силы находятся для всего!

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото из архива Хакасского национального театра им. А.М. Топанова

Кристина SMM

Ещё новости о событии:

Сто ролей Анны Туртугешевой - Абакан сегодня
Заслуженная артистка России, заслуженная артистка Хакасии Анна ТУРТУГЕШЕВА сегодня отмечает свой 70-летний юбилей.
17:12 05.02.2020 Абакан сегодня - Абакан
Фото: r-19.ru Сегодня, 5 февраля, заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженная артистка Хакасии Анна Туртугешева отмечает свой юбилей – 70 лет.
13:13 05.02.2020 Газета Хакасия - Абакан
Сегодня, 5 февраля, заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженная артистка Республики Хакасия Анна Туртугешева отмечает свой юбилей – 70 лет!
11:30 05.02.2020 Минкультуры - Абакан
Сегодня, 5 февраля, заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженная артистка Республики Хакасия Анна Туртугешева отмечает свой юбилей – 70 лет.
11:20 05.02.2020 Правительство Республики Хакасия - Абакан
 
По теме